Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вс, 24.04.28, 21:14:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя начальных классов Журавлёвой Елены Олеговны
Главная | Регистрация | Вход
Педагогическая концепция


«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через использование технологии обучения в сотрудничестве»

        В условиях динамично меняющейся экономики, да вообще современного мира требования к человеку тоже подвергаются постоянным изменениям. Современность требует от личности умения работать в команде, мгновенно ориентироваться во времени и пространстве, быть компетентным во всех сферах своей деятельности, особенно в сферах общения и коммуникаций.

        На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения.

        Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл.

        Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности.

Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Изучением проблемы развития умения сотрудничать занимались известные психологи и педагоги:  А.Г. Асмолов, В.К. Дьяченко, К. Фоппель, Г. А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и другие. В своей работе я использую представленную ими систему универсальных учебных действий, диагностический инструментарий для изучения динамики этих умений, рекомендации по формированию и развитию у младших школьников умений сотрудничать в процессе обучения.  И мне это интересно.

Большинство учеников  моего класса не были друг с другом знакомы. Некоторые дети приехали из других городов. Проведенная психологом диагностика в 1 классе, показала, что только  у 30% моих будущих первоклассников уровень сформированности  коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдались проблемы в построении эффективного сотрудничества со сверстниками.

Передо мной встала проблема: как сделать так, чтобы детям было комфортно в коллективе и интересно работать на каждом уроке.

Я понимала, что положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна, по словам Л.С. Выготского «окружающая ребенка атмосфера» социальной мысли, внешнее педагогическое влияние и руководство.

Я стала искать коммуникативный подход, предполагающий создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины.

Несомненно, развитие коммуникативной  компетентности должно  осуществляться  через использование технологий  личностно – ориентированного обучения. По моему мнению, именно технология сотрудничества максимально направлена на развитие коммуникативных компетенций личности.

Технология обучения в сотрудничестве на первый взгляд проста: учитель разбивает учащихся на группы и предлагает им коллективно выполнить какое-либо задание —  решить проблему с опорой на их предыдущий опыт и знания, найти новое решение, провести исследование, разработать проект и т. д. Основным условием работы групп является то, что в итоге совместной деятельности должно быть выработано новое знание, с которым согласятся все члены группы.

Согласно требованиям современного образовательного стандарта начального общего образования, сотрудничество учащихся в паре, в группе является одной из ведущих форм организации обучения младших школьников в современной школе. 

Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи:

  • обучение в коллективе;
  • взаимооценка;
  • обучение в малых группах.

Это было названо одним термином - обучение в сотрудничестве. 

            Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава.  Чем отличается обычное групповое обучение  от обучения в малых группах по технологии сотрудничества?

Данная технология обучения отличается нестандартностью построения познавательного процесса. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя – обязательная основа этой работы, в процессе которой формируются коммуникативные компетенции.

Главная идея обучения в сотрудничестве – это учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Я начинаю работу в группах с планировки классных комнат. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения. рассаживаю учеников «нос к носу». Расположение столов такое, чтобы дети могли общаться в процессе совместной деятельности (видеть лица друг друга). Класс можно разделить на группы разными способами:

  • «Соседи» (парные группы);
  • «Друзья» (четвёрки);
  • творческое объединение «Тёзки» (класс делится на группы по начальной букве алфавита или имени).

Каждый мой ученик чётко знает, что для продуктивной работы в группе необходимо знать и соблюдать правила работы.

На протяжении всей работы я обязательно отслеживаю активность каждой   группы:

  • по необходимости оказываю помощь;
  • при обобщении учебного материала считаю существенной не балловую оценку, а достижение группы.

При групповой работе в сотрудничестве все ученика моего класса работают на уроке. Сама организация урока вызывает интерес у каждого ученика и никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.

У каждого моего урока есть девиз. Вот некоторые из них.

От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех!

Мы утонем вместе или вместе научимся плавать!

Ты нам нужен, потому что мы не сможем это сделать без тебя!

Мы все благодарим тебя за вклад в общее дело!

Учитель должен организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы помочь ученику обрести себя, создать условия для раскрытия его индивидуальности.

Мой опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.

Обучение сотрудничеству происходит в несколько этапов: 

Первый этап:  создание мотивации взаимодействия;

Для создания мотивации надо показывать младшим школьникам, что делать что-то вместе – это весело и интересно, говорить о радости сотрудничества малоэффективно, ребята должны понять это на собственном опыте; 

 Второй этап:  обучение правилам эффективного взаимодействия;
        Для обучения учащихся правилам эффективного взаимодействия необходимо с 1 класса говорить о пользе обсуждения с партнёром своих замыслов и планов.

Третий этап: обеспечение опыта совместной деятельности;

Для этого можно использовать метод коллективной познавательной деятельности.

В процессе такой работы учащиеся выполняют роли «учителя», «ученика», обсуждают задания, проводят взаимообучение, что и создаёт предпосылки для их успешного включения в совместную деятельность.

На каждой ступени школьного образования ребёнок овладевает знаниями, умениями и навыками, которые определены стандартом общего образования.

Достижение новых результатов образования в значительной степени зависит от эффективности УМК.  Таким,  на мой взгляд, является УМК «Школа России».

Выбирая научный материал дл работы в группах, я соблюдаю ряд условий: подбираю задания. которые носят воспитывающий характер, способствуют взаимообогащению знаний школьников, обязательно использую задания, которые способствуют развитию умения общаться, высказывать своё мнение, услышать позицию напарника, найти правильное решение поставленной учебной задачи.  

Дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально организует их сотрудничество.

Существуют приёмы, которые способствуют укреплению сотрудничества:

  • этика вербального обращения к учащимся.

Этим приёмом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия.

  • стимулирующее общение, выказывающее радость ученика.

Данный приём воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.

  • дорисовывание.

Независимо от того, как ученик ведёт себя на конкретном уроке, учитель «накладывает» на него «краски», веря в то, что ученик настроен на совершенствование. 

  • приобщение детей к плану урока.

Ученики сами должны составить план выполнения работы, быть единомышленниками учения, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать свою исключительную роль в его творении;

  • доверие ученику;

Обращаясь к ученику словами: «Только ты это сможешь сделать, это очень трудное дело, потому – добровольцы, вперёд!», учитель показывает, что он доверяет ученику.

Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.

Для становления коммуникативной активности учащихся, необходимо развивать их мыслительные процессы, творческие способности, организовывать учебный процесс как учебное исследование. Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.

 Здесь, на мой взгляд, подходит приём коллективного диалога.

Например: первый класс, урок окружающего мира по теме «Гости с севера»
Учитель: «Вы знаете, я была вчера в зимнем лесу и записала пение птиц. Вот послушайте  (звучит музыка – шум летнего леса).

- Почему вы мне не верите? А какие птицы живут у нас в лесу сейчас? Как они называются? Как вы думаете, почему они получили такое название? А каких птиц вы встречали летом, но не видите сейчас? Какое они носят название? Ещё их называют оседлые. А снегири – это перелётные птицы или зимующие?

Дети приходят к выводу, что ни зимующие, ни перелётные. Такие птицы, которые прилетают на зиму к нам, имеют особое название.

- А как бы вы назвали таких птиц? Чтобы вы хотели узнать об этих птицах?» 

Таким коллективным диалогом я вовлекаю ученика в активную познавательную деятельность, учу участвовать в дискуссии, чётко отвечать на вопросы, выслушивать другие точки зрения.

В ходе коллективного диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, анализируя информацию и делая выводы, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях. Когда я вижу, что ученики научились работать в коллективе, начинаю использовать парные и групповые формы работы.

Существует несколько приёмов организации обучения в сотрудничестве. Вот некоторые из них – «учимся вместе». «пила», «обучение в команде», «исследовательская работа в группах».

«Учимся вместе»  

При такой организации обучения одно задание на группу, является подзаданием общей темы класса. Внутри группы распределяются роли в выполнении задания. В результате работы всех групп достигается усвоение всего материала.

Приём «Пила»   

предназначен для групповой работы и применяется тогда, когда учебный материал можно естественным образом поделить на фрагменты. Причём число таких фрагментов должно совпадать с числом участников группы.

Например, в ходе повторения на уроке по теме «Природные зоны»,  группы могут получить разные задания, выполняя которые каждая группа расскажет о животных, растениях, климате, труде и быте людей, географическом расположении какой-либо природной зоны.

Для взаимопроверки, на мой взгляд, разумно использовать приём «Контролёр», когда один ученик выполняет задание, а второй наблюдает за ним, контролирует, комментирует ход выполнения задания, оценивает. Затем происходит смена ролей.

Для исследовательской работы я использую приём «Пчелиный улей» с применением опорного текста. Здесь каждая группа, работая с одним и тем же учебным текстом, выполняет определенное задание. Например, отвечает на вопросы к тексту; используя текст, отгадывает кроссворд; заполняет таблицу (кластеры); придумывает свои вопросы по тексту для всех учеников.

            Это первая ступенька к формированию элементов проекторной деятельности, так как наша школа реализуем образовательную модель «Школа проектов».

Проектная и исследовательская работа в группах также является методом развития коммуникативных умений учащихся. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность учащимся свободно общаться, уважительно относиться к мнению одноклассников, отстаивать свою точку зрения и подчинять её мнению товарищей, если она была ближе к истине.

Мною были проведены социометрические пробы внутри классного коллектива.

Результат работы за три года дал хорошие показатели. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – стало для моих учеников также естественно, как дышать.

Проделанная мною работа и диагностика сформированности коммуникативных УУД по годам обучения, проводимые ежегодно, позволяют с уверенностью говорить о прочной взаимозависимости в развитии у детей младшего школьного возраста общения со взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и познавательной активности – с другой.    Анализ факторов свидетельствует в пользу вывода о влиянии общения на ребенка. Механизмом такого влияния и взаимосвязи можно считать решение ребенком коммуникативных задач.

Конечно, я использую только элементы технологии сотрудничества, и наиболее интересные, на мой взгляд, методы и приёмы. Пробую и наблюдаю за результатами. Такая работа на уроке вызывают у детей интерес, учит рассуждать на заданную тему, строить правильные предложения и вопросы, формируют умения слушать других, высказывать своё мнение, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности, что в итоге привело многих учащихся к формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. А отсюда соответственно и повысилось качество обучения в целом.

Более того, предложенные методы и приёмы в работе позволяют решить главную задачу начальной школы – поддерживать, развивать интерес школьников к учению, сделать этот процесс необратимым на протяжении всей жизни человека.

То, что ученик сегодня умеет делать в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно.

Растёт ученик, и вместе с ним растёт учитель.       


Copyright MyCorp © 2024